28.12.2017

Историко-фантастическое исследование о Снегурочке, дедушке Морозе и мире в целом

Знаете приемчик, когда для того, чтобы спрятать вещь, ее кладут на видное место? Я сейчас приглашаю своих читателей в увлекательное путешествие, по-настоящему фантастическое по переосмыслению многих абсолютно родных и понятных вещей. И поверьте, верующие в Бога и не верящие в него – вы удивитесь…
Но, прежде, чем мы с вами отправимся в это путешествие, хочу с вами поделиться главным откровением 2017 года: когда патриарх Кирилл обратился к народу с воззванием… остановить или максимально затормозить приход Иисуса Христа в этот мир…
Не заметили? Пропустили? С чего бы это вдруг вот так, во всеуслышание, главный священник России заговорил о вещах, не совместимых с понятиями Веры?
А ведь это очень важное признание того, что темные силы, какими бы они ни были, просят помощи у каждого из нас: остановить приход Иисуса Христа!
Как можно становить начавшиеся роды? И что вообще происходит? С чего такая истерика?
А все очень просто: наша планета находится в замкнутом цикле развития Вселенной, и мы все с вами медленно, но верно движемся в эпоху Водолея, в которой будет править Мать Мира.
И каждый из нас меняется внутри, хотя этого просто не осознает. И главными вехами на пути к этому изменению стали… Дед Мороз и Снегурочка (Санта Клаус, Ёуллупуки, Святой Николай и другие, известные нам с детства новогодние персонажи).
Из года в год, из поколения в поколение эти персонажи видоизменяются: из страшных чудовищ превратившись уже в добрых дедушек, разносящих подарки и внучек.
Потому что в мир идет Доброта и Любовь.


И я предлагаю вам проследить за этими видоизменениями во времени на примере наших добрых новогодних персонажей…
Итак, отправляемся…

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная
восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее — совсем не так.
 В старину зима ассоциировалась со знаком планеты Сатурн. Сатурн представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В отдельных случаях коса меняется на большой посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. Так что в период зимнего солнцестояния этого персонажа  было необходимо задобрить.
В мистериях друидов присутствовал жрец, одевавшийся в Сатурна. В жертву божеству приносилась девственница, привязывавшаяся в мороз к дереву, где и замерзала, что свидетельствовало о том, что жертва принята. Так появилась знакомая нам… Снегурочка, в сопровождении которой приходит на праздник наш Дед Мороз. 

Интересно, что у индейцев навахо сохранились легенды о Великом Старце Севера, а это – одно из имён… дьявола. 
Появление Деда Мороза с мешком подарков также истолковано не совсем верно. Да, это мешок. Но не с подарками, а с жертвоприношениями, которые Великий Старец Севера, символ Смерти, не дарит, а собирает с людей.
Итак, нам втолковывают, что  Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних ёлок, однако эта метаморфоза произошла только в конце XIX века. В преданиях наших предков издревле существовал Мороз — повелитель зимних холодов. Он же – Карачун,  Дед Студенец, Дед Трескун, Студенец, Зимник, Мороз Ивановича, Морозко — Бог зимней стужи.
Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз ходил по лесам и стучал своим посохом, отчего случались трескучие морозы.  Мороз леденил гладь озер и рек.
Поэтому с древних времен наши предки, чтобы задобрить Мороза, приносили ему в жертву самую красивую девушку селения, вывозя ее в лес, и оставляя там на милость Мороза. Сопровождающие старика голодные волки порой быстро довершали начатое. И Жертве практически никогда не удавалось выжить. А если девушка вдруг возвращалась живой и невредимой, то ее почитали, как богиню.
Этот образ зимнего повелителя воплощается в русских сказках в разных образах. Однако, эти морозные деды, со временем, уже не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей.
 ..Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий - Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает "рождественский козёл", «рождественский дед». 
Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму. Судя по сохранившимся иллюстрациям, древний прототип Санты был куда колоритнее, и дети его точно слушались. 
Но и он "христианизировался" и стал дарить детям подарки на Рождество. 
Поэтому образ Йоулупукки (фин. Joulupukki) стал гуманнее.. Рогатого злодея из Лапландии навсегда сменил "охохокающий" старик с мешком подарков. 
Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, хоть и сохраняет некоторые национальные особенности….
На нашего Деда Мороза внешне очень похож Микулаш из Чехии и Словакии. Он навещает детей в ночь накануне дня Святого Николая и тоже носит длинную шубу, шапку и посох. Но вместо мешка у него заплечный короб, и сопровождают его ангел и чертенок.
В Швеции в заповедном лесу, окруженном озерами, поселился Юль Томтен, который живет вместе со снеговиком Дасти, ведьмами, Королем и Снежной Королевой и своими главными помощниками эльфами. Юль Томтен открыл собственную шахту, где эльфы постоянно добывают золото для елочных украшений и подарков, которые он в рождественскую ночь дарит детям.
 Мир становился добрее…

Мощнейшим рывок в очеловечивании образа Деда Мороза, Санты. Ёоллопукки и т.п., считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован. В 1087 году пираты выкрали его останки из церкви в Демре, где при жизни он служил епископом, и переправили их в Италию. Прихожане церкви были так сильно возмущены, что разразился большой скандал, который, как бы сказали наши современники, невольно выполнил функцию рекламы. Постепенно из святого, которого знали и ценили только на его родине, Николай стал объектом почитания всех христиан Западной Европы.
Одновременно в Финляндии существуют древние предания о Николосе, у которого в раннем детстве погибла сестра именно в Рождественскую ночь. И он всю свою жизнь приносил в день ее гибели на место гибели маленькие игрушки, сделанные им самим. Со временем, он стал делать такие игрушки и для других детей, и в ночь на Рождество – день гибели сестренки, раскладывал их у порога домов, где жили маленькие дети.
В дальнейшем эту традицию подхватили взрослые, и она закрепилась в Финляндии как хороший ритуал.
Но и до этого образа Николаса в лесах жил страшный Ёллупуки, который в зимнее студеное время требовал жертвоприношений, и ходил от дома к дому с мешком, стараясь забрать побольше человеческих душ. ..


У христиан Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.
О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела?
Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.
В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.
Образ Санта-Клауса родился в США, а впервые имя Санты появилось в прессе в 1773 году. Санта-Клаус носит опрятную седую бороду и усы, одет в красную курточку с черным кожаным поясом, того же цвета у него штаны и колпак. Пухлый Санта любит поесть, повеселиться, ездит на оленьей упряжке, залезает в дома через дымоход и рассовывает подарки в чулки и башмаки, оставленные возле камина.
Кстати, у древнего Санты - ороза была жена Муори - воплощение тьмы и холода. При ее приближении затухал огонь и замерзала вода. От ее имени произошло слово Смерть (muerte, morte, mort). Именно ее изобразила Туве Янссон в образе Морры. А в Европе о ней сочиняют сказки, как о Снежной Королеве…

 ***

 Если копнуть историю, то почти под каждым христианским праздником обнаружится языческий праздник. Например, День Святого Валентина - это бывший фестиваль Луперкалий в Риме. Иванов день заменил языческий праздник Купалье. До Рождества Христова праздновалась Коляда. Так церковь боролась с язычеством. И у них неплохо получилось, надо признать.
В Турции до сих пор под Рождество дети ждут Святого Николая с подарками. А в Бельгии и Польше святитель в рождественскую ночь является на коне, облаченный в митру и белую епископскую мантию. Святого сопровождает слуга-мавр, который хранит мешок с подарками для хороших детей, а для непослушных и шаловливых у него припасены розги.

Популярность доброго рождественского «старика в красной шубе» среди американцев стала весьма высокой. В середине XIX века этот Святой, или Пер Ноэль, стал моден в Париже, а из Франции образ Деда Мороза проник и в Россию, где западноевропейская культура не была чужда образованным и состоятельным людям.
Внешний облик русского морозного деда: старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке, и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).
Такова краткая история появления на рождественских праздниках, а позднее — на новогодних елках русского Деда Мороза.
И заметим, что из века в век, из года в год, он становился все добрее и дружелюбнее.

Снегурочка
Российские историки продолжают уверять, что Снегурочка родилась в России.
Эта симпатичная спутница стала сопровождать дедушку на новогодних елках только с конца XIX века.
 Происхождение Снегурочки, как уверяют многие исследователи, точно не установлено. Понятно, что огни слегка лукавят…
 Существует версия, что образ Снегурки – символ застывших вод, а точнее – Северной Двины. А есть мнение, что Снегурочка – олицетворение зимы, которую древние славяне провожали, сжигая на костре во время Масленицы. Но мы-то помним о древних жертвоприношениях…
Но, как утверждают историки, появилась она на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского, который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Сюжет пьесы А.Н. Островского существенно отличается от народной сказки. Здесь Снегурочка — дочка Мороза. Она приходит к людям из леса, очарованная их красивыми песнями.
Но Островкий не взял этот образ из ниоткуда… Он перешерстил множество преданий и сказок народного фольклора, и очеловечил жуткую жертву… Ведь мир становился добрее…
Кострома. Согласно современной российской мифологии, областному центру на Волге – городу Костроме – присвоен статус «родины» новогодней Снегурочки, по аналогии с Великим Устюгом, названной родиной Деда Мороза. Но связь тут глубже – Кострома это не только город, но и древнерусский мифический персонаж, обладавший огромной магической силой, издревле почитаемый приволжскими народами. С некоторых пор костра – это солома, одревесневший стебель прядильных растений, вроде конопли, льна и других. А раньше, до XX века, кострой называли любую солому, в том числе пшеничную и ржаную, ею покрывали кровлю или жгли в кострах. Весной в деревнях вдоль Волги проводился обряд, в ходе которого Кострому хоронили – на связанное из костры соломенное чучело одевалось девичье праздничное платье, затем его с песнями либо топили, либо сжигали на берегу реки. Связанные с Костромой обряды символизировали цикл смерти природы зимой и ее возрождения по весне, что весьма близко к истории Снегурки, описанной Афанасьевым.
Вспоминать про жертвоприношения в этом случае просто ни кому не хотелось...

***
Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов, а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.
Островский создал свою версию истории, сделав Снегурочку дочерью Мороза и Весны. Поскольку воспитывать девочку сказочные родители не могли сами, они отправили ее жить в деревню, в семью бездетных Бобыля и Бобылихи. Повзрослев, Снегурочка влюбляется в Леля, местного полубога-пастуха и обладателя волшебной флейты, но приемные родители предпочитают отдать красавицу замуж за богатого горожанина. В финале все заканчивается также плохо, как и в первоисточнике Афанасьева, только губит Снегурочку не пламя костра, а воспылавший в ее сердце огонь любви к Лелю – согласитесь, так гораздо романтичнее.
Несмотря на замечательное музыкальное сопровождение, написанное тогда еще молодым и толком неизвестным П.И. Чайковским, пьеса о девочке из снега после премьерного показа на сцене Большого театра 11 мая 1873 года с театральных подмостков полностью исчезла. И не было бы сегодня новогодней Снегурочки, если бы не…
Композитор Н.А. Римский-Корсаков. Как признается сам Николай Андреевич, изначально пьеса Островского не произвела на него какое-либо впечатление, он счел ее сюжет банальным. Холодной зимой 1879-1880 годов Римский-Корсаков вновь перечитал «Снегурочку» и, к его собственному удивлению, неожиданно проникся интересом – в его воображении персонажи пьесы предстали в потрясающей поэтической красоте. Скрывшись от светских раутов в глухой деревеньке, композитор потратил все лето 1880 года на создание оперы «Снегурочка», полностью закончив ее в 1881-м. Ее премьера состоялась 11 февраля 1882 в Мариинском театре Петербурга, публика отлично приняла работу Римского-Корсакова, свое восхищение композитору высказал автор одноименной пьесы Островский, присутствовавший на премьерном показе.
Обратите внимание: и в пьесе, и в опере исполнительница роли Снегурочки носила костюм одно и того же типа – шубка бело-голубого цвета с опушкой из меха, схожего цвета меховую шапочку и рукавицы. Но как же Снегурочка «пробралась» на новогодние мероприятия и корпоративы, спросите вы? Ведь пьеса и опера связывались их авторами с концом зимы, вовсе не с Новым годом. А дело вот в чем…
До и после Октябрьской революции. В начале XX века, на фоне популярности оперы Римского-Корсакова, Снегурочка становится модным персонажем рождественских празднеств. Родители одевали своих дочерей в костюм снежной девушки, используя тот же его дизайн, что и в постановках Островского и Римского-Корсакова, разыгрывались сценки из одноименных пьесы и оперы, других сказок. 
Напоминать о том, что это застывшая во льду красавица ни кому не хотелось...

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова. Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров кисти. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове — так, как увидел ее В.М. Васнецов; в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее М.А. Врубель; или в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих.
История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. 

С захватом власти в России большевиками и изменении ее государственного устройства на «социалистический» популярность рождественских праздников постепенно угасала. Первопричин этому было две: введение в 1918 году Григорианского календаря, внесшего путаницу в даты празднования; поголовная бедность – на рождественские атрибуты у населения банально не было средств. В конце 1929 года празднование Рождества в советской России было запрещено официально – особые комсомольские патрули ходили вдоль домов, отслеживая соблюдение данного запрета домочадцами. За следующие годы народ начал было привыкать обходиться без новогодних празднеств, но, неожиданно для всех, центральный орган власти СССР – политбюро ЦК ВКП(б) – пересматривает прежнее решение. За четыре дня до нового, 1936 года, комсомольские и пионерские ячейки во всей стране лихорадочно принимаются за подготовку новогодних утренников.
Изменилось время, люди становились добрее, быт усовершенствовался. И Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки.
Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года.
Итак, мы разобрались с родословной Снегурочки – в дореволюционной России она считалась дочерью от связи Мороза с Весной и была второстепенным новогодним персонажем. А вот внучкой Снегурочкой она стала лишь в конце 30-х годов. Несмотря на более юный статус «внучки» девушка изрядно повзрослела и заняла ведущее место на утренниках – рядом с советским Дедом Морозом.
Ну и нельзя обойти стороной вездесущее КГБ. Поэтому существует мнение, что Снегурка была специально приставлена к Деду Морозу, которого в каждой семье старались угостить спиртными напитками – чтобы бдить за дедом, мало ли что он может сболтнуть по пьяни врагам…

Одежда – символ

Каждая деталь облика Деда Мороза - Санты несет в себе определенный смысл. Так, например,
- седые длинные волосы и борода означают могущество, благополучие и богатство,
- посох символизирует власть и счастье,
- белые варежки, расшитые серебром, говорят о чистоте и святости владельца и всего, что он дает из своих рук.
- При ходьбе у Санты – Ёулупукки звенят колокольчики под одеждой, отпугивающие всех злых духов.
На голове у него должна красоваться шапка в цвет шубе, расшитая серебром и жемчугом, в форме полуовала. У Санты обязателен снежок, в виде бумбончика
На ногах у Деда Мороза должны быть красные или серебряные сапоги с приподнятым носком, либо белые, расшитые серебром валенки. Белый и серебряный цвета – символы святости, воды, чистоты и севера. В той же цветовой гамме должен быть выполнен и посох с витой ручкой и со стилизованным изображением месяца или головы быка (символов власти) вместо набалдашника.
И последняя деталь – мешок с подарками, к которому дед никого не подпускает, сам достает подарки, точно угадывая заветные желания детворы.
А Снегурочка должна быть в белую шубку и вообще во все белое, и носить на голове восьмилучевой венец, расшитый серебром и жемчугом.
Голубые одежды – это уже современные символы…

Елка – особый атрибут

  • Ель у ранних кельтов, древних славян (да и не только у них) почиталась за дерево, наделённое магическим смыслом. Она вечнозелёное дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Наверное, именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от «благосклонности» леса людей была чрезвычайно важна. 

Дух жил, разумеется, не в каждой занюханной ёлке, а в самой старой и могучей. Вот перед ней-то и собирались в период зимнего солнцестояния наши древние пращуры, дабы задобрить духа, получить у него «благословение» на следующий год. 
Задабривать в старину умели только одним способом – принесением жертв. Когда-то это были человеческие жертвоприношения, а потом стали «отделываться» животными. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних… ёлочных игрушек. 
Впоследствии магические ритуалы претерпели изменения, мир добрел. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами – яблоками, кусочками хлеба, колосьями и т.д.
Украшение дерева приобретало и другое значение. Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году, когда природа оживёт после зимнего безвременья. На ветвях ели появились определённые символы. Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека, и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы, изображениями звёзд, птиц. Ближе к земле располагались более утилитарные символы: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай, изображения домов, которые хотели построить себе в следующем году празднующие, и т.д. 
Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течение семи дней – дух приглашался в гости. Потом так же осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы.
А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено. Срезать веточки позволялось, но не более того.
Варварский обычай новогодней «заготовки» ёлок сформировался значительно позже. 
Магические свойства ели или сосны подтверждает даже такой дошедший до наших времён обычай, как украшение ветвями этих растений гробов с умершими или традиция устилать еловыми лапами путь, по которому несли гроб.  
Но не стоит из-за этого скептически смотреть на ель. Это поистине магическое дерево, если узнать обо всех его целебны свойствах.

Как в России приходили к елке...

Традицию украшать на Рождество дом елкой привезли в Россию иностранцы, а Петр Первый, падкий на все заграничное, вместе с указом 1699 года о переводе исчисления нового года с 1 сентября на 1 января велел всем веселиться на немецкий манер: «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». После смерти Петра это нововведение, как и многие другие, забылось. И лишь в питейных заведениях упорно продолжали ставить елку, но... на крышу или перед воротами. Причем не убирали ее оттуда на протяжении всего года, лишь непосредственно к празднику заменяя отслужившее свой срок дерево на новое. Из-за чего елка почти на полтора столетия стала символом кабака. Их так и называли: «елка», «пойти к елке», «упасть под елкой». Судите сами, можно ли было такую похабщину тащить на праздник в приличную семью? 200 лет назад елки ставили только в кабаках. 
И лишь во второй четверти XIX века с увеличением влияния немцев в России елка начала потихоньку утверждаться как символ Нового года. Первую «государственную елку» организовал в конце 1830-х годов лично император Николай I, которому понравился увиденный у иностранцев обычай. Самые верноподданные тут же взяли пример начальства на вооружение.
Впрочем, через 80 лет елку снова убрали. В 1916 году, во время Первой Мировой войны, новогодняя елка в России была запрещена как "немецкий обычай". После революции 1917 г. в СССР елка была запрещена не только как буржуазный, но и как религиозный пережиток, так как ассоциировалась не только с Новым Годом, но и Рождеством.
И только 28 декабря 1935 года газета "Правда" опубликовала письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева в защиту елки:

"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие–то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер–работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах." 
После этого письма елка была разрешена специальным указом ВЛКСМ. Вместе с елкой к советским детям вернулся и Дед Мороз.  И рядом с ним появилась Снегурочка. А Павел Постышев 26 февраля 1938 года был снят со своих постов, арестован и расстрелян через год в Бутырской тюрьме. 

Так что, воспринимая Новый год как весёлый детский праздник, стоит смотреть немного глубже, тогда кое-что станет на свои места, откроется подлинный смысл древних ритуалов и традиций прошлых веков. 


Еще один известный персонаж, о котором необходимо знать.

Снеговик: что он символизировал в прошлом?

Пришла зима и преобразила мир своим морозным дыханием. Иногда все становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля... И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики. Эта веселая зимняя затея известна людям уже не одно столетие. Но далеко не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом… 
Если верить старинному преданию, в конце XV века, примерно в 1493 году, итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти впервые слепил снежную фигуру. По данным исторических исследований, первое письменное упоминание о снеговике встречается в книге XVIII века: там говорится о «красивом снеговике» гигантских размеров. А само слово «schneeman», то есть «снеговик» изначально возникло в немецком языке. Изображение снеговика впервые появилось в качестве иллюстрации к детской книжке с песнями, изданной в Лейпциге. 
Первые снеговики изображались недобрыми свирепыми снежными монстрами впечатляющих размеров. Это не случайно, ведь в те давние времена безжалостные зимы с лютыми морозами и промозглыми вьюгами приносили немало хлопот. Скорее всего, именно тогда и появились поверья, согласно которым снеговики представляют реальную угрозу для людей. Думали, что опасно лепить их в периоды полнолуния: для человека непослушание может обернуться навязчивыми кошмарными сновидениями, ночными страхами, да и вообще всяческими неудачами. А в Норвегии существовало предание о том, что снеговиков опасно разглядывать поздним вечером из-за шторы. К тому же, дурным знаком считалось встретить снежную фигуру ночью: ее рекомендовалось обойти стороной. 
Только в XIX веке снежные создания «подобрели» и вскоре стали незаменимым атрибутом Рождества и Нового года. Поздравительные открытки с изображением милого улыбчивого снеговика в окружении веселых детей быстро завоевывали популярность. Любопытно, что в представлении европейских народов снеговик – это всегда существо мужского пола, снежных баб и снегурочек у них никогда не было. В английском языке для его обозначения есть только одно слово – «snowman». 
В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме. В Румынии издавна известен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы. 
На Руси же снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов. Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб. 

Итак, мой исторический экскурс окончен. И мой пытливый читатель спросит: а зачем ты в самом начале говорила о патриархе Кирилле и о приходе новой эры Матери Мира?
Так я вам отвечу: наши новогодние герои ни что иное, как исторические маркеры!
Посмотрите, что предлагают правительства разных стран детям в Новом году? В Европе, США на елках висят банты, разноцветные шары… а на российских елках стали массово появляться танки, ракеты. Во всем мире дети наряжаются в костюмы добрых сказочных персонажей, а в России – в военную форму.
Если Мир готов встретить новую эпоху с Любовью, то в России детей с детства приучают к войне, к отражению врага. Подсознательно для России врагом становится ни кто иной, как Иисус. Скажете бред? А вы подумайте сами спокойно.
И если никто не собирается нападать на Россию, к чему готовят родители своих российских чад? К тому, чтобы отдать свои жизни? Во имя чего? Или кого?
Не проще ли, как у Сента Экзюпери взять пример с Маленького Принца: встать утром и привести в порядок свою планету? Сделать мир вокруг себя красивее и чище? Не думали об этом?
Подумайте, и быть может вам откроются удивительные дороги и в вашу жизнь постучится реальное счастье, а не боль утраты выросшего и погибшего на войне ребенка…
Новый мир в руках женщин, которые должны решить, для чего они родили своих детей: для мира или войны.
А Дед Мороз, Санта и Снегурочка – прекрасные примеры того, как можно измениться и усовершенствоваться…


Комментариев нет: