По ТВ показывают выступление Д.Медведева, заявляющего о необходимости строить авианосцы. Решил написать о своей службе. На этих самых авианосцах. Пишу как есть. Без преувеличения, без прикрас, без условностей. Пишу так, как вижу. Буду писать и хорошее и плохое. Все подряд. Вы прочитаете и сами ответите на вопрос топика. Еще я убежден, что написанное здесь прочтут высокие государственные и военные чины. Тоже, надеюсь, подумают.
Пишу максимально упрощенно для понимания нормальным гражданским человеком. ============================= Позитив
Осень. Ленинградское нахимовское военно-морское училище. ЛНВМУ - одним словом. Зашел к корешам в другую роту. Вижу в гостях курсанта, вернувшегося с практики, с Севера. Рассказывает про прием авиации "Киевом". Красиво! Зрелищно! Впечатляюще! Даже в виде устного рассказа.
Практик у любого курсанта множество. После каждого курса. А учились пять лет. И везло нам тем, что всегда ездили на самый крутой флот - Северный. На самую крутую эскадру - Атлантическую, 7-ю ОПЭСК.
1. День рождения. Идем в кино. "Случай в квадрате 36-80". У-ф-ф-ф! Вот это сила! Вот это авиация! Вот это ...! Позже, люди снимавшиеся в фильме, стали моими начальниками. Я с ними до сих пор поддерживаю хорошие отношения.
2. И бросались в глаза офицеры - офицеры такр "Киев" (такр - тяжелый авианесущий крейсер; прим.авт.). Вроде и люди, как люди, но было в них что-то такое, не совсем понятное, что отличало и выделяло из всех. Вот стоит группа человек из двадцати и в этой группе видны офицеры крейсера "Киев". И форма на них как-то сидела иначе, и взгляд другой, и все у них по-другому. От них струился какой-то не обычный свет. Он чувствовался во всем. В форме, в походке, в движениях, в манерах, в разговоре. Во всем! Они всегда подстрижены, побриты, выглажены, отодеколонены дорогим одеколоном. Это были блестящие морские офицеры, которых мы привыкли себе представлять по книгам и фильмам. Туда тщательно отбирали. Туда, просто так, не попасть. Из офицерской элиты, там служили самые элитные.
Вдруг говорят, что кадры меня направляют на "Киев". Во, повезло! Во, счастье! Это же, наверно, и я буду таким лощеным!
3. Севастополь. Приезжаю к корешам в береговую воинскую часть и прошу, чтобы вызвали на КПП однокашника. Передайте, что приехал ..., с ... . Мичман, дежуривший на КПП, смотрит на меня офигевшим взглядом. Он в оцепенении. Он в шоке. Он смотрит на меня, как на бога. Смотрит долго, потом смутившись переспрашивает: "Это Вы прямо на "Киеве", который на Севере, служите?" "Ну, да" - отвечаю: "Прямо на нем и служу". "А давно?" - скромно переспрашивает мичман. "Да несколько лет уже" - отвечаю. Мичман звонит по телефону. Дозванивается. Передает мою просьбу и кладет телефонную трубку на аппарат. И хоть сделал все полностью, но срывается и бежит по территории части устно передавать корешу информацию о моем приезде. Приятно, черт побери!
4. Грузия. Гудаури. Горнолыжная база. Не хрен знает что - трасса 8 км. Приходим в кабак. По кабаку шорох: "Моряки пришли". Подходит один пожилой грузин и спрашивает: "Ребята, Вы на военном флоте служите?" "Служим" - отвечаем скромно. "На Черноморском, на малых катерах?" - уточняет. "Не-e-e, на Северном. И корабль маленький у нас такой - 270 метров в длину. "Киев" называется" - спокойно отвечаeм. Грузин поперхнулся, закашлялся и пошел. С тех пор весь кабак считал за счастье нас пригласить к столику и угостить за свой счет. Кавказ - дело тонкое. Вроде бы как и не должен мужчина позволять за себя платить другим. С одной стороны. А с другой - можно человека обидеть отказом. Выкручивались. Как? Не помню.
5. Девчонки. "Ух! Ты на корабле служишь! Как интересно! Ракеты, палуба, антенны! Форма! Туши сразу свет!"
============================== Нейтральность
А теперь не спеша про то, что такое авианосец. Это сооружение длиной в два с половиной (а то и три) футбольных поля (поле обычно - 110 м) и высотой выше 11-ти этажного дома. Как вариант сравнения, здание Курского вокзала в Москве. Представьте себе нечто подобное по габаритам. Здание не мерял, но, возможно, оно меньше. Это сооружение должно двигаться. Как минимум, со скоростью 40 км/ч. Американские авианосцы ходят со скоростью 33 узла. Т.е. 33 х 1,852 = около 70 с лишним км/ч. На авианосце должно быть тепло, электричество, вода. Люди там должны жить, спать, есть, мыться. Лечиться (аппендициты, зубы, легкие и проч.) тоже. Этот "многоэтажный дом" имеет оружие: - Крылатые ракеты (длиной 8 метров каждая). - Несколько зенитных комплексов с кучей ЗУР в погребах. - Две пушки универсального калибра с множеством снарядов в погребах. - Четыре батареи МЗА. Каждая батарея состоит из 2-х пушек. В пушке 6 вращающихся стволов калибром 30-мм каждый. Скорострельность пушки более 4 тыс. выстрелов в минуту. Короткое нажатие на гашетку (ногой) и 20-25 снарядов улетело. Батареей управляет РЛС. И наверху стоит боец (управляющий огнем) за визирной колонкой. Когда он видит пикирующую на корабль ракету, то берет управление на себя, и садит по ракете очередями. В фильме "Хищник" показан пулеметчик с пулеметом у которого вращаются стволы. Это Голливуд. Такие пулеметы могут стоять (и стоят) только стационарно. Т.е. никто их в руках удержать не сможет и боезапас выплевывается в теч. нескольких секунд.
Чтобы было видно куда стрелять авианосец имеет средства освещения обстановки:
- Воздушной (две РЛС с большой антенной на самой верхушке). Станция видит в пределах прямой видимости, поэтому ее ставят как можно выше. Расчет дальности прост - 4,12 х корень квадратный (внутри высота цели в квадрате + высота антенны в квадрате; высоты вбиваются в метрах, а дальность получается в км). Т.е. цель на высоте 15 метров обнаруживается где-то на дальности 37 км. Товарищ, инженер группы воздушной обстановки Игорь У. проводил ремонтные работы в ВЧБ (высокочастотный блок) РЛС МР-600. Это в ВЧБ формируется моща РЛС и передается на облучатель зеркала антенны. Мегаватты! Как шарахнуло через датчик несколько тысяч вольт, аж штанину насквозь прошило. И это при соблюдении мер безопасности: одной рукой работать с аппаратурой, коврик резиновый под ногами и т.д.! "Я знаю, Игорь, почему ты жив остался. Двое маленьких детей у тебя и было бы очень несправедливо боженьке твою душу к себе принимать".
- Надводной. Это обычная навигационная РЛС, работающая в 3-см диапазоне. Обычно их два комплекта. Антенны располагаются или по бортам (слева, справа) или в носу и корме. Чтобы обеспечить обзор 360 градусов. Моряки настолько привыкли к ним, что без НРЛС не могут ничего - ни в море выйти, ни посреди залива стоять.
- Подводной. Это гидроакустический комплекс. Имеет два режима работы: "шум" и "эхо". "Шум" - это когда просто слушают водную среду и все. "Эхо" - это когда принимают отраженный сигнал. Т.к. звук распространяется с малой скоростью (1500 м/с), то излучение идет во все стороны и приемник "крутится" во все стороны. Надводные корабли обычно работают на излучение, а лодки молчат, чтобы себя не демаскировать. Антенны ГАК располагаются в носовой бульбе или под днищем. Есть еще буксируемые антенны. Их имеют только крупные корабли. Основное их преимущество в том, что можно опустить в глубину, под слой "скачка". "Скачок" - это явление, когда в море температура с ростом глубины уменьшается, затем увеличивается. Создается граница разделения от которой импульс отправленный с поверхности отражается от "скачка" в верх. Подводники любят опуститься ниже слоя скачка, а антенну выставить выше слоя. - Есть еще система обрабатывающая инфу от всех комплексов - БИУС (боевая информационно-управляющая система). Перечисляю для того, чтобы было понятно, как все сложно. Все весит десятки, а то сотни, тонн. Требует электропитания, холода, вентиляции, обслуживания.
Внутри корабля есть ангар куда умещаются все ЛА. Поднимаются оттуда аппараты подъемниками. Когда подъемник опущен или двигается идут звонки, чтобы никто не упал вниз случайно. У нас однажды упала вниз собака и разбилась насмерть.
А еще есть люди. С квартирами и без. С семейной жизнью. Они болеют. Болеют члены их семей. Жены и дети. Женщины рожают. Рожают жены, любовницы, знакомые. Одна рожает, а несколько человек отмечают, думая что от него. :)))) Еще люди ходят в отпуск. Получают вещевое, продовольственное и денежное довольствие. Это тысячи человек!
На "Киев" людей подбирали серьезно. "Киев" бил все мыслимые и не мыслимые рекорды. Он был первенцем в своем классе. Единственным кораблем награжденным в мирное время орденом Красного Знамени. Он был - Краснознаменным! Такр постоянно ходил в дальние плавания, выполнял стрельбы. Завоевывал призы Главкома и МинОбороны. За все время всего было две авиакатастрофы, но ни один летчик не погиб. Очень много офицеров с крейсера ушли на повышение. О каждом из нас знали напрямую в Москве, т.к., приезжая с различными проверками и комиссиями, они мимо пройти, конечно, не могли. Офицеры на крейсере были необычными. Это были не люди. Это были легенды. О каждом из них можно написать книгу и в серии "Жизнь замечательных людей" она займет достойное место. Что же касается меня, то просто повезло.
Мы, молодые лейтенанты, ходили и ныли, что одно нам не нравится, другое, третье. А комсомолец, который был постарше однажды сказал: "Чего Вы ноете? У Вас офицерский коллектив отличный. А все остальное - ерунда". "А что бывают плохие офицерские коллективы?" - задал я наивный вопрос. Он усмехнулся и ничего не сказал. Когда пришлось позже служить в очень плохом офицерском коллективе, я постоянно вспоминал этот случай.
====================== Авиация
Главная сила авианосца, конечно, авиация. Собственно, возможностями авиации и определяется сила авианосца и группы.
Еще в училище старый полковник с синими просветами на погонах втолковывал нам, курсантам, серьезные вещи. Рассказывал, что в ходе Англо-Аргентинского конфликта очень хорошо показали себя самолеты с вертикальным взлетом и посадкой. Самолеты имеющие изменяемый вектор тяги. Английские "Харриеры", наблюдая заход на атаку аргенинских "Супер Этандеров", пользовались преимуществом в манерве, уклонялись. Далее шел доворот в сторону пролетевшего-проскочившего, заход в заднюю полусферу и стрельба. Как в тире! В воздушных боях у "Харриеров" потерь не было. А думая, что мы имеем на вооружении подобные самолеты (Як-38), гордился. Сдуру! От незнания. Но об этом ниже.
В тот период наша авиация представляла собой ... .
Идет пара F-14A "Томкэт" (а авианосца "Нимитц", бортовой № 68). Красиво идет. Низко. На приличной скорости. И, вдруг, синхронно, резко - в сторону. Ух-ты!
"Мужики", - обращаюсь к летчикам: "А чего Вы так не летаете?" "Ты чего такие вопросы задаешь? Нам чтобы взлететь надо в определенном порядке более десятка переключений сделать. Чуть ошибся и вилы. Какое тут маневрирование!" - следовал ответ.
Позже мне стало известно, что наш металлалом не имел даже бортовой РЛС. Соответственно оружие мог применять только визуально. ======================================= Бездомные корабли
1-й удар "под дых". Авианосец должен иметь причал. Стоя у причала, он получает воду, электропитание, пар с берега. Экономя т.о. свой моторесурс. Наши авианосцы причалов не имели и стояли всегда посереди залива на бочке. Постоянно работали котлы (паросиловая установка), дизеля. Постоянно шныряли танкера для доставки воды, еды, топлива и т.д. Представьте себе сколько нужно воды для помывки тысячи человек! А еды сколько! А топлива! Постоянно ходят катера и баркасы. Людей возят. С берега на корабль и обратно.
Ждали однажды плавсредство и моряк-крючковой на носу баркаса соскользнул в воду. Промахнулся отпорным крюком и вниз. Попал между причалом и баркасом. Баркас наехал на крючкового. Офицеры смотрят на старпома. Обычно решение принимает самый старший. Старпом отреагировал быстро: "Реверс баркасу. Доктор! К матросу" и послал кого-то за скорой. Офицеры стали вытаскивать человека из воды. Через несколько минут (!!!) подошла скорая. Увезли. В реанимации парень скончался. Соловьев была его фамилия.
У авианосца большая парусность и его легко может сорвать с бочки.
Чуть-что - побежали оповестители по городу вызывать офицеров на корабль. Приходим на причал, садимся в плавсредство, на корабль - в море.
Когда ветер не большой подходили мощные океанские буксиры и удерживали корабль. Есть такие буксиры которые двигаться могут в разные стороны. Вертолетами их называют. Буксиры подходили, "брали" корабль со всех сторон за "жабры" и держали, чтоб его не унесло. Такая картина может продолжаться сутками и неделями!
Если ожидалось дальнейшее усиление ветра, корабль снимался с бочки и шел в Баренцево море. И ходил там кругами, пока ветер не стихнет. Ветер у нас дует постоянно с начала октября по конец мая.
------------------------------ Вышел однажды крейсер с дока. Пустой вышел. Без боезапаса, без продовольствия. Топливом по полной не закачан. "Киев" плоскодонный. Объявили штормование. Снялись с бочки. Ушли в море.
Вечер. 21.00. Экипаж пьет вечерний чай по столовым, кают-компаниям (офицеры, мичманы). Неожиданно гаснет свет. Полностью и по всему крейсеру! Представляете? На боевом корабле нет электричества! Корабль поблизости о.Кильдин (остров у выхода из Кольского залива).
Обычно автоматически включается аварийное освещение. Параллельно основному освещению каждая лампа имеет аккумулятор. Осн.освещение вырубается, тут же идет переключение. Чтоб этот процесс прошел нужно, как минимум, чтоб в каждой лампе стоял аккумулятор. И, конечно, он должен быть заряжен. Аварийка не зажглась. Почти нигде не зажглась. Офицер всегда при себе имеет две вещи: фонарик (динамо такое с ручкой чтоб от батарейки не зависеть) и записную книжку. Фонарик никто не требует (но все носят), а вот записную книжку ...! Без записной книжки офицер - не офицер.
Ходовая рубка. Командир. Капитан 2 ранга Мелах. "ПЭЖ ходовой" - кэп спрашивает. Хорошо что хоть связь работала. "Есть ПЭЖ. Командир дивизона живучести кап.3 ранга Червоный" (фамилия не изменена). "Доложить обстановку" - кэп. "Докладываю! Обстановка полный пиздец!" - отвечает Червоный. "Не понял. Червоный доложите как полагается" - кэп. "Товарищ командир! Докладываю! Как полагается - Обстановка полный пиздец!" - отвечает комдив ДЖ. И тут до командира крейсера доходит ... , он начинаем понимать в этот момент очень многое. "Мальчики! Морячки! Спасайте своего командира! Сделайте что-нибудь! Меня же р-а-с-с-т-р-е-л-я-ю-т!" - начал вопеть командир крейсера. "Чтоб ты сдох, собака злая" - раздалось из темного угла поста энергетики и живучести. Кто-то из матросов ляпнул. В ходовой рубке появляется командир бригады противолодочных кораблей кап.1 ранга Г.Ясницкий. Корабль несет на скалы. Видя истерику командира, комбриг командует: "Коля! Бери старпома и бегом в НШО кидать якорь". (НШО - носовое швартовое отделение: прим.авт.). "А как его кинуть, если электричества нет?" - говорит командир. "Не знаю как. Должен быть резервный вариант. Боцманов туда же, в НШО" - продолжает комбриг.
ПЭЖ (пост энергетики и живучестви, т.е. командный пункт механиков; прим.авт.) Червоный обращается после разговора с ходовой к матросам: "Пошли все в задницу! Побежал я в машину. Если спросят где, то так и отвечайте - в машине". Червоный умчался в машину.
БИЦ (боевой информационный центр; прим.авт.) "Ребята" - обращается вахтенный офицер БИЦ к морякам: "Сейчас на 3 минутки отлучусь в каюту и подойду". Вахтенный офицер помчался доставать из каютного сейфа партийный билет. Все могут простить, а вот утерю партбилет не простят никогда.
Береговые посты НиС (наблюдения и связи; прим.авт.) В море, недалеко от берега, на РЛС отметка от крейсера. Видны на индикаторе очертания. Не горит ни один ходовой огонь, ничего не работает. Пост НиС пытается выйти на связь. Тишина! С поста выходят на связь с оперативным дежурным Северного Флота и докладывают, что невдалеке от о.Кильдин дрейфует "Киев". Без ходовых огней, без работающих средств РЭС, на связь не выходит, на запросы не отвечает. ОД СФ связывается с дежурным по эскадре:
"А где у Вас "Киев"?" "Плавает" - следует ответ. Оперативный резко связывается с ближайшим буксиром. Буксир должен быть океанским. Простой буксир в такую погоду в море выпускать нельза - утонет. Ближайший буксир находится в Мурманске. Несложно подсчитать: пару часов идти (по такой погоде) до Североморска, и чуть больше от Североморска до точки выхода из Кольского залива. Буксир пошел.
Кают-компания офицеров "Как надоела эта жизнь скотская. Поскорее бы эта колымага затонула. К чертям собачим!" В каждой кают-компании, и не только там, есть морячки с которыми тесно сотрудничают замполиты. Последние, в нагрузку к должностным обязанностями и патриотизму, добавляют матросам обязанность регулярно информировать про то, что слышали и видели. Вестовые матросы конечно же докладывают заму
====================================================================
На этом письмо обрывается. Игоря не стало...
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий