03.11.2018

Не дописанное письмо: я служил на авианосцах

Это рассказ моего друга Игоря Архипченко, офицера чести, ушедшего из жизни по не понятным причинам. Это он принимал сигнал бедствии с АПРК Курск", это его разжаловали до рядовых из-за того, что он рассказал мне первой о той трагедии. И я, поверив ему, рассказала журналистам о скрываемой трагедии в Баренцевом море в 2000 году.
Справка: 
АРХИПЧЕНКО Игорь Петрович (25.02.1964 - 01.01.2010)
Закончил ВВМУРЭ имени Попова в 1986 г.
Службу начал на Краснознаменном тяжелом авианесущем крейсере «Киев».
С 1989 г. по 1992 г. - командир дивизиона разведки и РЭБ на атомном крейсере «Киров». Затем до конца 2000 года проходил службу в береговых частях связи Северного флота.
С 2001 г. пенсионер МО РФ. 
Умер в г. Нижний Новгород, где и похоронен на кладбище Федюково. 


Этого офицера уже нет в живых. А вот его не дописанное письмо с рассказом о том, как офицеры служили на авианосцах, у меня сохранилось.
Читайте эту Правду...


Я служил на авианосцах

arhigor@gmail.com <arhigor@gmail.com>01 января 2010 г., 17:32
Кому: Васильева Елена Мурманск <greenpol08@gmail.com>
По ТВ показывают выступление Д.Медведева, заявляющего о необходимости строить авианосцы.
Решил написать о своей службе. На этих самых авианосцах.
Пишу как есть. Без преувеличения, без прикрас, без условностей. Пишу так, как вижу. Буду писать и хорошее и плохое. Все подряд.
Вы прочитаете и сами ответите на вопрос топика. Еще я убежден, что написанное здесь прочтут высокие государственные и военные чины. Тоже, надеюсь, подумают.

Пишу максимально упрощенно для понимания нормальным гражданским человеком.
=============================
Позитив

Осень. Ленинградское нахимовское военно-морское училище. ЛНВМУ - одним словом.
Зашел к корешам в другую роту. Вижу в гостях курсанта, вернувшегося с практики, с Севера. Рассказывает про прием авиации "Киевом". Красиво! Зрелищно! Впечатляюще!
Даже в виде устного рассказа.

Практик у любого курсанта множество. После каждого курса. А учились пять лет. И везло нам тем, что всегда ездили на самый крутой флот - Северный. На самую крутую эскадру - Атлантическую, 7-ю ОПЭСК.

1. День рождения. Идем в кино. "Случай в квадрате 36-80". У-ф-ф-ф! Вот это сила! Вот это авиация! Вот это ...!
Позже, люди снимавшиеся в фильме, стали моими начальниками. Я с ними до сих пор поддерживаю хорошие отношения.

2. И бросались в глаза офицеры - офицеры такр "Киев" (такр - тяжелый авианесущий крейсер; прим.авт.). Вроде и люди, как люди, но было в них что-то такое, не совсем понятное, что отличало и выделяло из всех. Вот стоит группа человек из двадцати и в этой группе видны офицеры крейсера "Киев". И форма на них как-то сидела иначе, и взгляд другой, и все у них по-другому. От них струился какой-то не обычный свет. Он чувствовался во всем. В форме, в походке, в движениях, в манерах, в разговоре. Во всем!
Они всегда подстрижены, побриты, выглажены, отодеколонены дорогим одеколоном. Это были блестящие морские офицеры, которых мы привыкли себе представлять по книгам и фильмам.
Туда тщательно отбирали. Туда, просто так, не попасть. Из офицерской элиты, там служили самые элитные.

Вдруг говорят, что кадры меня направляют на "Киев". Во, повезло! Во, счастье!
Это же, наверно, и я буду таким лощеным!

3. Севастополь. Приезжаю к корешам в береговую воинскую часть и прошу, чтобы вызвали на КПП однокашника. Передайте, что приехал ..., с ... .
Мичман, дежуривший на КПП, смотрит на меня офигевшим взглядом. Он в оцепенении. Он в шоке. Он смотрит на меня, как на бога. Смотрит долго, потом смутившись переспрашивает: "Это Вы прямо на "Киеве", который на Севере, служите?"
"Ну, да" - отвечаю: "Прямо на нем и служу".
"А давно?" - скромно переспрашивает мичман.
"Да несколько лет уже" - отвечаю.
Мичман звонит по телефону. Дозванивается. Передает мою просьбу и кладет телефонную трубку на аппарат. И хоть сделал все полностью, но срывается и бежит по территории части устно передавать корешу информацию о моем приезде.
Приятно, черт побери!

4. Грузия. Гудаури. Горнолыжная база. Не хрен знает что - трасса 8 км.
Приходим в кабак. По кабаку шорох: "Моряки пришли".
Подходит один пожилой грузин и спрашивает: "Ребята, Вы на военном флоте служите?"
"Служим" - отвечаем скромно.
"На Черноморском, на малых катерах?" - уточняет.
"Не-e-e, на Северном. И корабль маленький у нас такой - 270 метров в длину. "Киев" называется" - спокойно отвечаeм.
Грузин поперхнулся, закашлялся и пошел.
С тех пор весь кабак считал за счастье нас пригласить к столику и угостить за свой счет.
Кавказ - дело тонкое. Вроде бы как и не должен мужчина позволять за себя платить другим. С одной стороны.
А с другой - можно человека обидеть отказом.
Выкручивались.
Как?
Не помню.

5. Девчонки.
"Ух! Ты на корабле служишь! Как интересно! Ракеты, палуба, антенны! Форма! Туши сразу свет!"

==============================
Нейтральность

А теперь не спеша про то, что такое авианосец.
Это сооружение длиной в два с половиной (а то и три) футбольных поля (поле обычно - 110 м) и высотой выше 11-ти этажного дома.
Как вариант сравнения, здание Курского вокзала в Москве. Представьте себе нечто подобное по габаритам. Здание не мерял, но, возможно, оно меньше.
Это сооружение должно двигаться. Как минимум, со скоростью 40 км/ч.
Американские авианосцы ходят со скоростью 33 узла. Т.е. 33 х 1,852 = около 70 с лишним км/ч.
На авианосце должно быть тепло, электричество, вода. Люди там должны жить, спать, есть, мыться. Лечиться (аппендициты, зубы, легкие и проч.) тоже.
Этот "многоэтажный дом" имеет оружие:
- Крылатые ракеты (длиной 8 метров каждая).
- Несколько зенитных комплексов с кучей ЗУР в погребах.
- Две пушки универсального калибра с множеством снарядов в погребах.
- Четыре батареи МЗА. Каждая батарея состоит из 2-х пушек. В пушке 6 вращающихся стволов калибром 30-мм каждый. Скорострельность пушки более 4 тыс. выстрелов в минуту. Короткое нажатие на гашетку (ногой) и 20-25 снарядов улетело. Батареей управляет РЛС. И наверху стоит боец (управляющий огнем) за визирной колонкой. Когда он видит пикирующую на корабль ракету, то берет управление на себя, и садит по ракете очередями.
В фильме "Хищник" показан пулеметчик с пулеметом у которого вращаются стволы. Это Голливуд. Такие пулеметы могут стоять (и стоят) только стационарно. Т.е. никто их в руках удержать не сможет и боезапас выплевывается в теч. нескольких секунд.

Чтобы было видно куда стрелять авианосец имеет средства освещения обстановки:

Воздушной (две РЛС с большой антенной на самой верхушке). Станция видит в пределах прямой видимости, поэтому ее ставят как можно выше. Расчет дальности прост - 4,12 х корень квадратный (внутри высота цели в квадрате + высота антенны в квадрате; высоты вбиваются в метрах, а дальность получается в км). Т.е. цель на высоте 15 метров обнаруживается где-то на дальности 37 км.
Товарищ, инженер группы воздушной обстановки Игорь У. проводил ремонтные работы в ВЧБ (высокочастотный блок) РЛС МР-600. Это в ВЧБ формируется моща РЛС и передается на облучатель зеркала антенны. Мегаватты!
Как шарахнуло через датчик несколько тысяч вольт, аж штанину насквозь прошило.
И это при соблюдении мер безопасности: одной рукой работать с аппаратурой, коврик резиновый под ногами и т.д.!
"Я знаю, Игорь, почему ты жив остался. Двое маленьких детей у тебя и было бы очень несправедливо боженьке твою душу к себе принимать".

Надводной. Это обычная навигационная РЛС, работающая в 3-см диапазоне. Обычно их два комплекта.
Антенны располагаются или по бортам (слева, справа) или в носу и корме. Чтобы обеспечить обзор 360 градусов. Моряки настолько привыкли к ним, что без НРЛС не могут ничего - ни в море выйти, ни посреди залива стоять.

Подводной. Это гидроакустический комплекс. Имеет два режима работы: "шум" и "эхо". "Шум" - это когда просто слушают водную среду и все. "Эхо" - это когда принимают отраженный сигнал. Т.к. звук распространяется с малой скоростью (1500 м/с), то излучение идет во все стороны и приемник "крутится" во все стороны. Надводные корабли обычно работают на излучение, а лодки молчат, чтобы себя не демаскировать.
Антенны ГАК располагаются в носовой бульбе или под днищем. Есть еще буксируемые антенны. Их имеют только крупные корабли. Основное их преимущество в том, что можно опустить в глубину, под слой "скачка". "Скачок" - это явление, когда в море температура с ростом глубины уменьшается, затем увеличивается. Создается граница разделения от которой импульс отправленный с поверхности отражается от "скачка" в верх. Подводники любят опуститься ниже слоя скачка, а антенну выставить выше слоя.
- Есть еще система обрабатывающая инфу от всех комплексов - БИУС (боевая информационно-управляющая система).
Перечисляю для того, чтобы было понятно, как все сложно. Все весит десятки, а то сотни, тонн. Требует электропитания, холода, вентиляции, обслуживания.

Внутри корабля есть ангар куда умещаются все ЛА. Поднимаются оттуда аппараты подъемниками. Когда подъемник опущен или двигается идут звонки, чтобы никто не упал вниз случайно. У нас однажды упала вниз собака и разбилась насмерть.

А еще есть люди. С квартирами и без. С семейной жизнью. Они болеют. Болеют члены их семей. Жены и дети. Женщины рожают. Рожают жены, любовницы, знакомые.
Одна рожает, а несколько человек отмечают, думая что от него. :))))
Еще люди ходят в отпуск. Получают вещевое, продовольственное и денежное довольствие.
Это тысячи человек!

На "Киев" людей подбирали серьезно. "Киев" бил все мыслимые и не мыслимые рекорды. Он был первенцем в своем классе. Единственным кораблем награжденным в мирное время орденом Красного Знамени. Он был - Краснознаменным!
Такр постоянно ходил в дальние плавания, выполнял стрельбы. Завоевывал призы Главкома и МинОбороны.
За все время всего было две авиакатастрофы, но ни один летчик не погиб.
Очень много офицеров с крейсера ушли на повышение. О каждом из нас знали напрямую в Москве, т.к., приезжая с различными проверками и комиссиями, они мимо пройти, конечно, не могли.
Офицеры на крейсере были необычными. Это были не люди. Это были легенды. О каждом из них можно написать книгу и в серии "Жизнь замечательных людей" она займет достойное место.
Что же касается меня, то просто повезло.


Мы, молодые лейтенанты, ходили и ныли, что одно нам не нравится, другое, третье. А комсомолец, который был постарше однажды сказал: "Чего Вы ноете? У Вас офицерский коллектив отличный. А все остальное - ерунда".
"А что бывают плохие офицерские коллективы?
" - задал я наивный вопрос.
Он усмехнулся и ничего не сказал.
Когда пришлось позже служить в очень плохом офицерском коллективе, я постоянно вспоминал этот случай.

======================
Авиация

Главная сила авианосца, конечно, авиация.
Собственно, возможностями авиации и определяется сила авианосца и группы.

Еще в училище старый полковник с синими просветами на погонах втолковывал нам, курсантам, серьезные вещи.
Рассказывал, что в ходе Англо-Аргентинского конфликта очень хорошо показали себя самолеты с вертикальным взлетом и посадкой. Самолеты имеющие изменяемый вектор тяги.
Английские "Харриеры", наблюдая заход на атаку аргенинских "Супер Этандеров", пользовались преимуществом в манерве, уклонялись.
Далее шел доворот в сторону пролетевшего-проскочившего, заход в заднюю полусферу и стрельба. Как в тире!
В воздушных боях у "Харриеров" потерь не было.
А думая, что мы имеем на вооружении подобные самолеты (Як-38), гордился.
Сдуру! От незнания.
Но об этом ниже.

В тот период наша авиация представляла собой ... .

Идет пара F-14A "Томкэт" (а авианосца "Нимитц", бортовой № 68). Красиво идет. Низко. На приличной скорости. И, вдруг, синхронно, резко - в сторону.
Ух-ты!

"Мужики", - обращаюсь к летчикам: "А чего Вы так не летаете?"
"Ты чего такие вопросы задаешь? Нам чтобы взлететь надо в определенном порядке более десятка переключений сделать. Чуть ошибся и вилы. Какое тут маневрирование!" - следовал ответ.

Позже мне стало известно, что наш металлалом не имел даже бортовой РЛС. Соответственно оружие мог применять только визуально.
=======================================
Бездомные корабли

1-й удар "под дых". Авианосец должен иметь причал.
Стоя у причала, он получает воду, электропитание, пар с берега. Экономя т.о. свой моторесурс.
Наши авианосцы причалов не имели и стояли всегда посереди залива на бочке. Постоянно работали котлы (паросиловая установка), дизеля. Постоянно шныряли танкера для доставки воды, еды, топлива и т.д.
Представьте себе сколько нужно воды для помывки тысячи человек! А еды сколько! А топлива!
Постоянно ходят катера и баркасы. Людей возят. С берега на корабль и обратно.

Ждали однажды плавсредство и моряк-крючковой на носу баркаса соскользнул в воду. Промахнулся отпорным крюком и вниз. Попал между причалом и баркасом. Баркас наехал на крючкового. Офицеры смотрят на старпома. Обычно решение принимает самый старший. Старпом отреагировал быстро: "Реверс баркасу. Доктор! К матросу" и послал кого-то за скорой. Офицеры стали вытаскивать человека из воды. Через несколько минут (!!!) подошла скорая. Увезли.
В реанимации парень скончался. Соловьев была его фамилия.


У авианосца большая парусность и его легко может сорвать с бочки.

Чуть-что - побежали оповестители по городу вызывать офицеров на корабль.
Приходим на причал, садимся в плавсредство, на корабль - в море.

Когда ветер не большой подходили мощные океанские буксиры и удерживали корабль. Есть такие буксиры которые двигаться могут в разные стороны. Вертолетами их называют.
Буксиры подходили, "брали" корабль со всех сторон за "жабры" и держали, чтоб его не унесло.
Такая картина может продолжаться сутками и неделями!

Если ожидалось дальнейшее усиление ветра, корабль снимался с бочки и шел в Баренцево море. И ходил там кругами, пока ветер не стихнет.
Ветер у нас дует постоянно с начала октября по конец мая.

------------------------------
Вышел однажды крейсер с дока. Пустой вышел. Без боезапаса, без продовольствия. Топливом по полной не закачан.
"Киев" плоскодонный.
Объявили штормование. Снялись с бочки. Ушли в море.

Вечер. 21.00. Экипаж пьет вечерний чай по столовым, кают-компаниям (офицеры, мичманы).
Неожиданно гаснет свет. Полностью и по всему крейсеру!
Представляете?
На боевом корабле нет электричества!
Корабль поблизости о.Кильдин (остров у выхода из Кольского залива).

Обычно автоматически включается аварийное освещение. Параллельно основному освещению каждая лампа имеет аккумулятор. Осн.освещение вырубается, тут же идет переключение. Чтоб этот процесс прошел нужно, как минимум, чтоб в каждой лампе стоял аккумулятор. И, конечно, он должен быть заряжен.
Аварийка не зажглась. Почти нигде не зажглась.
Офицер всегда при себе имеет две вещи: фонарик (динамо такое с ручкой чтоб от батарейки не зависеть) и записную книжку. Фонарик никто не требует (но все носят), а вот записную книжку ...! Без записной книжки офицер - не офицер.

Ходовая рубка. Командир. Капитан 2 ранга Мелах.
"ПЭЖ ходовой" - кэп спрашивает. Хорошо что хоть связь работала.
"Есть ПЭЖ. Командир дивизона живучести кап.3 ранга Червоный" (фамилия не изменена).
"Доложить обстановку" - кэп.
"Докладываю! Обстановка полный пиздец!" -  отвечает Червоный.
"Не понял. Червоный доложите как полагается" - кэп.
"Товарищ командир! Докладываю! Как полагается - Обстановка полный пиздец!" - отвечает комдив ДЖ.
И тут до командира крейсера доходит ... , он начинаем понимать в этот момент очень многое.
"Мальчики! Морячки! Спасайте своего командира! Сделайте что-нибудь! Меня же р-а-с-с-т-р-е-л-я-ю-т!" - начал вопеть командир крейсера.
"Чтоб ты сдох, собака злая" - раздалось из темного угла поста энергетики и живучести. Кто-то из матросов ляпнул.
В ходовой рубке появляется командир бригады противолодочных кораблей кап.1 ранга Г.Ясницкий.
Корабль несет на скалы.
Видя истерику командира, комбриг командует: "Коля! Бери старпома и бегом в НШО кидать якорь".
(НШО - носовое швартовое отделение: прим.авт.).
"А как его кинуть, если электричества нет?" - говорит командир.
"Не знаю как. Должен быть резервный вариант. Боцманов туда же, в НШО" - продолжает комбриг.

ПЭЖ (пост энергетики и живучестви, т.е. командный пункт механиков; прим.авт.)
Червоный обращается после разговора с ходовой к матросам: "Пошли все в задницу! Побежал я в машину. Если спросят где, то так и отвечайте - в машине".
Червоный умчался в машину.

БИЦ (боевой информационный центр; прим.авт.)
"Ребята" - обращается вахтенный офицер БИЦ к морякам: "Сейчас на 3 минутки отлучусь в каюту и подойду".
Вахтенный офицер помчался доставать из каютного сейфа партийный билет.
Все могут простить, а вот утерю партбилет не простят никогда.

Береговые посты НиС (наблюдения и связи; прим.авт.)
В море, недалеко от берега, на РЛС отметка от крейсера. Видны на индикаторе очертания.
Не горит ни один ходовой огонь, ничего не работает.
Пост НиС пытается выйти на связь. Тишина!
С поста выходят на связь с оперативным дежурным Северного Флота и докладывают, что невдалеке от о.Кильдин дрейфует "Киев". Без ходовых огней, без работающих средств РЭС, на связь не выходит, на запросы не отвечает.
ОД СФ связывается с дежурным по эскадре: 
"А где у Вас "Киев"?"
"Плавает" - следует ответ.
Оперативный резко связывается с ближайшим буксиром. Буксир должен быть океанским. Простой буксир в такую погоду в море выпускать нельза - утонет.
Ближайший буксир находится в Мурманске.
Несложно подсчитать: пару часов идти (по такой погоде) до Североморска, и чуть больше от Североморска до точки выхода из Кольского залива.
Буксир пошел.

Кают-компания офицеров
"Как надоела эта жизнь скотская. Поскорее бы эта колымага затонула. К чертям собачим!"
В каждой кают-компании, и не только там, есть морячки с которыми тесно сотрудничают замполиты.
Последние, в нагрузку к должностным обязанностями и патриотизму, добавляют матросам обязанность регулярно информировать про то, что слышали и видели.
Вестовые матросы конечно же докладывают заму

====================================================================

На этом письмо обрывается. Игоря не стало...


Комментариев нет: